"Защищая небо крепкими руками..."

 

 

 

 Здравствуйте!

Я экскурсовод школьного музея многопрофильной Гимназии №4 «Ступени»

Морозова Анна.

 

Тема моей экскурсии «Защищая небо крепкими руками» из цикла «Пенза уходящая и ушедшая». И посвящена она Пензенской школе гражданской авиации. 

 

«Отчего люди не летают, не летают как птицы». Это слова монолога Катерины - героини из пьесы русского писателя Александра Николаевича Островского «Гроза», написанной в 1895 году наиболее точно отражают многовековую мечту человечества подняться ввысь и покорить бескрайний океан неба. 

 

В России осуществление этой мечты Создание первого летательного аппарата принадлежит Александру Федоровичу Можайскому.

Созданный им в 1882 году самолёт, был назван "Жар-Птицей».

20 июля 1882 года на Военном поле в Красном Селе собрались представители военного ведомства и Русского технического общества для испытания самолета. Самому Можайскому лететь не разрешили, так как ему было уже 57 лет. Испытывать самолёт в воздухе было доверено механику, помогавшему Можайскому — И.Н. Голубеву. В Военной энциклопедии Сытина (изд. 1914 г.), в статье «Можайский, Александр Фёдорович» говорится: «Первый полёт аэроплана на военном поле в Красном селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен, как первая практическая попытка построить большой аэроплан».

В 20-е годы 20 века начинается бурное развитие советской авиации  и возникает необходимость подготовки авиационных кадров. Вот почему было решено в порядке эксперимента, открыть школу для подготовки летчиков, мотористов и механиков для гражданского воздушного флота.

Первая в Советском Союзе такая школа была открыта в Пензе на ул. Кирова дом 37. 

20 июня 1929 года состоялся первый выпуск летчиков.  

Этому знаменательному события пензенская газета «Трудовая правда» посвятила большую статью под крупным заголовком: «Завтра праздник авиации! Первая в Пензе школа гражданской авиации выпускает первых своих летунов». «Завтра все на аэродром!». 

Выпуск первых летчиков превратился в настоящий праздник. Среди первых выпускников: Григорий Аристов - слесарь Сызранско-Вяземской железной дороги, Михаил Курбатов - сын рабочего фабрики «Маяк Революции», Николай Кадышевский, впервые совершивший в 1930 году вместе с другими летчиками массовый прыжок с парашютом. Говоря о Кадышевском нельзя не рассказать  о Николае Озолине -выдающемся советском спортсмене, заслуженном мастере спорта СССР. Именно по инициативе Николая Кадышевского и Николая Озолина в 1924 году в Пензе впервые были проведены соревнования авиамоделистов. Кроме того они принимали активное участие в постройке первого планера «АТК-1», который представлял Пензу в числе немногих городов СССР на соревнованиях в Феодосии.

В начале декабря 1929 года состоялся второй выпуск школы. На этот раз выпускников было уже десять. 

Третий выпуск состоялся 4 июля 1930 года. Газета «Трудовая Пенза»  писала: «Митинг начался. У крыла одного из аэропланов выстроился ряд выпускников. Среди них щеголяя выправкой, тов. Гризодубова - вторая в СССР женщина пилот». А кто была первая женщина пилот так бесстрашно покорившая небо? Ей оказалась Александра Степановна Турчанинова (урожденная Ермолаева, которая вместе с воздухоплавателем французом Гарнереном и его женой 21 мая 1804 года поднялась на воздушном шаре в небо Москвы). Александра Степановна родилась в городе Керенске. (Вадинске). На тот момент ей было 28 лет.

Валентина Степановна Гризодубова родилась в Харькове в 1910 году. Ее отец, талантливый самоучка, одержимый страстью к небу, купил в синематографе несколько кадров из фильма о братьях Райт и на их основе начал строить копию аэроплана американцев. 

Шло время. Валя Гризодубова окончила школу и училище по классу рояля. Подала документы в Харьковский технологический институт, одновременно в консерваторию — и становится студенткой сразу двух высших заведений. Валентина могла стать инженером, могла стать музыкантом, но она стала пилотом. 

Но Гризодубова стремится не просто летать, а летать быстрее всех, выше всех, дальше всех. В 1937 году она решила, что уже «созрела» для того, чтобы ставить рекорды. Пересаживаясь на различные типы самолетов, она в течение одного 1937 года ставит 5 мировых рекордов по высоте, скорости и дальности полета, намного перекрывая предыдущие. 

24 сентября 1938 года со Щелковского аэродрома взлетел двухмоторный АНТ-37 с гордым именем «Родина». Командир экипажа — Гризодубова, второй пилот — Осипенко, штурман — Раскова. Конечный пункт — Дальний Восток, Хабаровск. Цель — установление мирового рекорда дальности беспосадочного перелета.

За 26 часов и 29 минут ведомый женским экипажем АНТ пролетел 6450 км (5947 по прямой), перекрыв рекорд француженки более чем на 1500 км. 2 ноября 1938 года Гризодубова, Осипенко и Раскова стали первыми женщинами — Героями Советского Союза. Валентине вручили Золотую Звезду под №104.

Наступил 1941 год. Война. Рапорт  с просьбой направить ее на фронт начальник Управления международных авиалиний ГВФ В. С. Гризодубова подала 22 июня. Но попала на фронт Валентина только в апреле 1942 года. Огромные людские и материальные потери заставляли изыскивать любые средства для борьбы с врагом. В начале 1942 года командование ВВС приняло решение переоборудовать и использовать в качестве бомбардировщика дальней авиации пассажирский самолет ПС-81. Был сформирован 101-й авиаполк, командир — подполковник Гризодубова, личный состав — из летчиков гражданской авиации.

В сентябре 1942 года 101-й авиационный полк передан в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Начались бесчисленные ночные полеты вглубь захваченной немцами территории. Туда — оружие, взрывчатка, инструкторы-подрывники, обратно — раненые, дети и бесчисленные просьбы прилетать как можно чаще. Что такое для партизан прилет самолета с Большой земли? Это не только материальная поддержка, это символ единения с Родиной. За десятки километров приходили люди, чтобы только увидеть советский самолет. Не случайно партизанские командиры просят доставлять журналы, газеты, листовки. 

По ходатайству партизан командир 101-го авиаполка Гризодубова была награждена медалью «Партизану Отечественной войны I степени». Следует отметить, что Валентина была «летающим» комполка: на ее счету более 200 боевых вылетов (из них 132 — ночные) на бомбардировку и в партизанские края. И свою партизанскую медаль Гризодубова получала не в штабе, а в лесу, на партизанской базе под Житомиром.

Гитлеровцам было известно имя  Гризодубовой. Зная, что она часто вылетает на боевые задания, они назначили награду за ее голову, надеясь, что какой-нибудь ас люфтваффе или нелепый случай подстерегут «грозную фрау». Но небеса хранили Валентину, она продолжала летать.

Самым примечательным был четвертый выпуск.

Имя Александра Сенаторова было  широко известно в авиационных кругах. За испытания скоростных бомбардировщиков он был награжден орденом «Знак почета» и орденом Красного Знамени.

  Александр Сергеевич Сенаторов родился 8 октября 1912 года селе Вышелей, ныне Городищенского района Пензенской области.

В Красной Армии с 1930 года. В 1932 году окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов и до начала 1937 года проходил службу на лётных должностях. С февраля 1937 года по март 1938 года командиром отдельной скоростной бомбардировочной авиационной эскадрильи участвовал в гражданской войне в Испании. Лично совершил 100 боевых вылетов. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, 14 марта 1938 года полковнику Сенаторову Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза, а испанский народ наградил его медалью, на которой было написано «Участнику народно-революционной борьбы в Испании 1936-1939 годов».

Вскоре после возвращения на Родину назначен заместителем командующего ВВС Отдельной Краснознамённой Дальневосточной армии, в сентябре 1938 года — заместителем командующего ВВС 1-й Отдельной Краснознамённой армии. С июня 1940 года — командующий ВВС 1-й Краснознамённой армии.

Начало Великой Отечественной войны встретил в той же должности. Летом 1942 года назначен командующим сформированной 9-й воздушной армией Дальневосточного фронта. 

После войны учился в Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова и окончил её в 1948 году. С апреля 1949 года командующий 54-й воздушной армией, с февраля 1955 года командующий ВВС Таврического военного округа, с мая 1956 года командующий 26-й воздушной армией. Летом 1958 года направлен в командировку в Народную Республику Болгарию, где исполнял должности старшего военного советника, командующего ПВО и ВВС и заместителя по ПВО и ВВС, главного военного советника Министерства обороны НРБ. С марта 1959 года по октябрь 1962 года представитель Главного командования Объединённых Вооружённых сил государств — участников Варшавского Договора по ВВС и ПВО. С мая 1963 года в отставке.

Александр Сергеевич Сенаторов скончался в Москве 29 декабря 1992 года. Похоронен на Кузьминском кладбище.

 Вместе с Сенаторовым в небе Испании сражались выпускники Пензенской школы гражданской авиации: Никифор Федотович Баланов - Герой Советского союза, генерал авиации, Борис Хлястач, награжденный орденами Ленина и Красного Знамени. А Сергей Тархов погиб в Испании и похоронен в Мадриде. Ему первому в Пензенской области было присвоено звание Героя Советского Союза.

Весной 1931 года состоялся последний пятый выпуск. 

Гордость любого учебного заведения составляют его ученики. И как мы видим, выпускники Пензенской летной школы стали гордостью нашей Родины.

Шестеро выпускников школы - Герои Советского Союза.

Несмотря на то, что  школа в Пензе просуществовала совсем короткое время, она оставила после себя заметный след в развитии отечественной авиации.

 

Спасибо за внимание!

 

Источники и литература

 

1. [История Пензенской летной школы] // Молодой ленинец. – 1979. – 16, 18 августа.

2. Баланов Никифор Федотович [текст] // Сыны России. – М.: Сов. Россия, 1981. – С.: 21.

3. Викторов, Владимир. 200 полетов Валентины Гризодубовой / Владимир Викторов // Молодой ленинец. – 2015. - №18. – 5 мая.

4. Герои и подвиги: Кн. 2. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1972.

5. Герои и подвиги: Кн. 3. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1976.